Пробелы в праве присущи любой, даже самой совершенной законодательной системе. Никакой законодатель не может быть абсолютно застрахован от ошибки или недосмотра, создающих пробелы. Об этом свидетельствует и опыт развития уголовного законодательства России.
В уголовном праве типичны следующие два варианта пробелов:
1) отсутствие в законе прямого указания на уголовную противоправность отдельных общественно опасных деяний;
2) несовершенство действующей нормы уголовного закона, отсутствие ясного указания на признаки преступного деяния, не позволяющее в полной мере применить ее в соответствии с истинной волей законодателя (а иногда и подлинная воля законодателя представляется загадкой).
Сегодня хотелось бы поговорить с Вами о совокупности преступления, а именно о конкуренции общей и специальных норм в уголовном законе.
Так из ч. 3 ст. 17 УК РФ «Совокупность преступлений» видно:
«3. Если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме.»
Однако, как показывает судебная практика, при такой конкуренции не всегда следствие/прокуратура, а самое главное суд привлекает к ответственности только по специальной норме. В жизни часто, из-за недостаточной компетенции сотрудников или желанию сотрудников привлечь лицо к максимальному наказанию, в отношении лица возбуждается уголовное дело сразу по двум статьям уголовного кодекса.
Сегодня хочу поделится с Вами размышлениями на счет двух конкурирующих норм, а именно ст. 228 УК РФ «Хранение наркотических средств» и 229.1 «Контрабанда наркотических средств», на примере нашего клиента. Родственники клиента обратились к нам спустя 4 года после вынесения обвинительного приговора. Начав изучать материалы данного уголовного дела, мы обратили наше внимание на конкуренцию норм в которых обвинялся клиент.
Чтоб не быть многословным и не говорить лишнего, скопируем отрывок нашей кассационной жалобы.
ст. 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 6 от 27 мая 2008 г. «О судебной практике по делам о контрабанде» следует:
«В тех случаях, когда лицо, наряду с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, перечисленных в части 2 статьи 188 УК РФ контрабанда, совершает преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств…, иного вооружения, действия виновного при наличии к тому оснований следует квалифицировать по совокупности преступлений: по статье 188 УК РФ и соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за совершение указанных деяний (в частности, по статьям 218, 220, 222, 228, 228-1, 228-2, 234, 355 УК РФ)».
Из смысла постановления следует, что в совокупности с контрабандой с ч. 2 ст. 188 УК РФ, при наличии к тому оснований, следует дополнительно квалифицировать лицу ст. 228 УК РФ.
Поскольку ч. 2 ст. 188 УК РФ имеет такую диспозицию:
«Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств…, иной военной техники через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжено с не декларированием или недостоверным декларированием».
Санкцией данной статьи предусмотрена ответственность в виде:
«Лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода».
Следует указать, что диспозиция ч. 2 ст. 188 УК РФ не подразумевает собой квалифицирующий признак в виде размера контрабандируемых наркотических средств. В то же время, степень общественной опасности в зависимости от размера контрабандируемых наркотических средств не учтена в санкции к ч. 2 ст. 188 УК РФ. Следовательно, дополнительная квалификация ст. 228 УК РФ, с соответствующей размеру частью, имеет основания.
В настоящее время, в современной редакции уголовного законодательства, контрабанда наркотических средств содержится в ст. 2291 УК РФ и диспозиция выглядит, таким образом:
«Контрабанда наркотических средств…, или психотропных веществ».
п. «в» ч. 2 ст. 2291 УК РФ:
«В отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере»
Санкцией данной статьи предусмотрена ответственность в виде:
«Лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового».
Следует указать, что диспозиция ст. 2291 УК РФ, включает в себя квалифицирующий признак в виде размераконтрабандируемых наркотических средств, в санкции к п. «в» ч. 2 ст. 2291 УК РФ уже учтена общественная опасность совершаемого деяния с учетом в данном случае значительного размера контрабандируемых наркотических средств. Следовательно, наказание по ч. 1 ст. 228 УК РФ уже включено в санкцию к п. «в» ч. 2 ст. 2291 УК РФ, в соответствии с размером контрабандируемых наркотических средств.
Иных оснований, для дополнительной квалификации ст. 228 УК РФ, в совокупности со ст. 2291 УК РФ не усматривается. Таким образом, дополнительная квалификация ст. 228 УК РФ недопустима.
Вместе с тем, Суд правильно установив фактические обстоятельства совершённого преступления Контрабанда п. «в» ч. 2 ст. 2291 УК РФ, вместе с тем ошибочно квалифицировал содеянное действие в виде,незаконного приобретения, хранения и перевозки в совокупности с ч. 1 ст. 228 УК РФ, т.к. указанные действия охватываются действием контрабандированием.
Кроме того, Верховный Суд РФ, комментируя Уголовный Кодекс РФ, в 13-м издании, под ответственным редакторством Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук В.М. ЛЕБЕДЕВА, разъясняет:
«Объективная сторона преступления выражается в незаконном перемещении предмета преступления через таможенную границу….
Перемещение — действия по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории предметов любым способом, т.е. фактическое пересечение таможенной границы и все последующие действия с этими предметами.»
Из смысла текста, очевидно, что последующие действия, в виде незаконного приобретения, хранения и перевозки включены в объективную сторону действия - контрабандирование. Таким образом, состав преступления 228 УК РФ «Незаконное приобретение, хранение, перевозка, наркотических средств…», уже включен состав преступления 2291 УК РФ «Контрабанда наркотических средств…». Отсюда следует, что данные нормы особенной части конкурируют как часть и целое, т.е. общая и специальная нормы.
При возникновении такой конкуренции применению подлежит ч. 3 ст. 17 УК РФ «Совокупность преступлений» которая, говорит:
«Если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует, и уголовная ответственность наступает по специальной норме.»
Следовательно, действия Петрова П.П. подлежат квалификации только по специальной норме, т.е. по п. «в» ч. 2 ст. 2291 УК РФ, поскольку, совершенное им деяние охватывается данным составом преступления полностью, а дополнительная квалификация ч. 1 ст. 228 УК РФ недопустима, т.к. в данном случае является общей нормой.
Хочу дополнительно указать, что по ч. 1 ст. 228 УК РФ Петров П.П. получил наказание в виде 1 года и 6 месяцев реального лишения свободы. Сторона защиты считает, что в этой части приговор подлежит отмене, ждем решения суда кассационной инстанции.
С Уважением, стажер-адвоката
Шестаков Олег Игоревич
Телефон: 8(967)859-66-11
адвокат: Габдрахманов Гали Борисович
Телефон: 8(904)544-50-86